Консультация по выполнению заданий 15.1, 15.2 , 15.3
View more presentations or Upload your own.
Используя прочитанный текст из части 2,выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Примеры 2016
Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Задание 15.1
Требования к сочинению
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3):
1 абзац - тезис,
2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления,
3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
4 абзац - вывод.
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Главные требования к сочинению такие:
- необходимо своими словами объяснить смысл высказывания и
- привести 2 примера из прочитанного текста.
Толкование высказывания можно разместить как в начале сочинения, так и в конце.
Приводя примеры, нужно не только назвать лингвистическое понятие, но и указать его роль в данном предложении.
"Попробую это доказать" необходимо писать в конце 1 первого абзаца.
Вступление (введение)
Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
При написании вступления можно использовать следующие приемы:
Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна.
Например: Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий,
связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте
употребления после имени существительного.
В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье
место после имён существительных и глаголов.
Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях
и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
- Почему писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»?
- В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте?
- Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
или:
- Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи?
- Разве нельзя без них обойтись?«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится
самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.
Помните, что вступление должно быть небольшим.
Основная часть
При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует
три вида рассуждений.
Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
*вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
*союзы: так что, поскольку, так как, если;
*речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.
Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать слова:
*потому что, поэтому, вот почему;
* это объясняется тем, что…; это зависит от…;
это является следствием того, что;
*например, таким образом, по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
* речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…;
попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.
Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:
Подведение к вопросу →тезис →доказательство тезиса → выводы.
Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис.
Но чаще тезис даётся в основной части.
Тезис – это то, что доказывается или объясняется.
В основной части обязательно приводятся аргументы.
Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания:
докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим,
доказательством служит, об этом свидетельствует.
Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.
Все темы http://rmo-ru.ru/articles
ШАБЛОН:
Данная реплика принадлежит _________________. Она свидетельствует о том, что ________..
Докажу свои рассуждения _____________________________________________________.
Во-первых, _____________________________________________________________
____________________________________________________________(предложение ...).
Во-вторых, _____________________________________________________________
________________________________________________________________(предложения 51 - 53).
Таким образом,_______________________________________________.
Сочинение на лингвистическую тему в схеме
План сочинения
|
1. Тезис (2-3 предложения)
|
2. Основная часть (аргументы)
|
3. Вывод
|
О чем писать
|
1. Сформулировать позицию автора.
(записать цитату, оформив как предложение с прямой речью).
2. Выразить свое отношение к ней.
3. Объяснить, как вы понимаете ее смысл.
|
Назвать языковое явление.
Объяснить его значение (дать определение).
Привести 2 примера-аргумента из текста.
Указать роль языкового явления в тексте.
примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и грамматическое; каждый пример должен соответствовать указанному явлению.
|
Сказать о том же, о чем шла речь во вступлении, но другими словами.
|
Клише
|
И.И.Иванов пишет: «Вставь цитату из задания».
Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о…. (Или: Я понимаю смысл этого высказывания так: …)
|
Действительно, (называем языковое понятие) играют важную роль в нашем языке (или строим предложение иначе, исходя из содержания цитаты). (Назовем языковое явление) – это (дать определение, что это такое).
Обратимся к тексту (укажем автора текста).
Например, в предложении №… мы встречам … Это помогает писателю …
А в предложении № … автор (употребляет, использует)…, которые (указываем роль языкового понятия в тексте).
|
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль (укажем фамилию автора цитаты) о том, что …
|
Речевые клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.
Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое
(грамматическое) явление, как ... .
В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление,
из … предложения прочитанного мною текста.
Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … .
Это подтверждает наш вывод о том, что … .
1.
«Роль прилагательных в тексте» (Вид рассуждения – рассуждение-размышление)
Пошаговая инструкция .Внимательно прочитаем текст.
(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.
(2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны,
поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…
(4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.
(6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки света то меркли,
то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета… (К. Паустовский)
«Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?»
«Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?» Часть речи, которая обозначает предмет,
называется именем существительным.
«Признак предмета - это свойства ( сильный), принадлежность(лисий), количества (трёхлетний) и т.д., характеризующие данный предмет.
Сделаем для себя вывод и запишем его:
«Имя прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет предмет, а прилагательное – его свойства».
Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета – это первый тезис, который мы будем доказывать.
Однако, как известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь или является средством художественной
выразительности – это второй тезис. Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.
Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.
Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.
Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное.
Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону.
Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое
признак предмета.
От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все прилагательные:
живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать
в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.
Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми
дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья
растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет.
Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это е
го отличительные свойства.
Используя в качестве примера второе предложение текста, в ходе размышления мы доказали первый тезис:
«Прилагательное обозначает свойства предмета».
Перейдем к доказательству второго тезиса.
Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет!
Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится:
«А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить,
что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.
Наши размышления помогли доказать второй тезис: «Прилагательные украшают нашу речь».
ИЛИ
Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное
становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих»,
«девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и
даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.
Мы доказали тезис: «Прилагательные являются средством художественной выразительности».
Перейдём к обобщению. Для связи аргументов с выводом можно использовать следующие словосочетания
и речевые обороты: таким образом, получается что…, следовательно.
Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов.
Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной
выразительности – эпитетами.
Задание 15.3. Темы экзаменационных сочинений
1. Доброта
4. Выбор
6. Дружба
8. Любовь
13. Сила духа
Алгоритм написания сочинения https://yadi.sk/i/knxTsp9NkknRP